Константин Кинчев и группа "АлисА" - Дух дышит, где хочет

Спросите у любого нормального прихожанина любого нормального храма: что такое есть группа "Алиса" и её солист Константин Кинчев? Большинство вообще ничего не знает, стараясь держаться подальше от всей этой сатанинской рок-музыки, некоторые припомнят пентаграмму в названии группы, названия альбомов "Чёрная метка", "БлокАда", "Шабаш", а совсем немногие вспомнят: так это те самые, которые в Ленинграде кричали со сцены "Хайль Гитлер!", как же, знаем-знаем.

В целом отношение старшего поколения безразлично-отрицательное, младшего поколения - скорее отрицательное. Многие церковные молодые люди обычно говорят так: да, раньше мы слушали и "Алису", и "Арию", и Элис Купер с "Назарет", но сейчас, когда мы стали христианами, от этого надо отказаться, это всё - проделки сатаны, рок-движение с самого начала было и остаётся открыто антихристианским, и нечего себе душу засорять.

А между тем, все участники этой самой рок-группы "Алиса" открыто исповедуют Православие, дочери Константина Кинчева поют в церковном хоре, группа в последние годы записала такие песни, как "Мы - православные", "Атеист" - названия говорят сами за себя, хорошую патриотическую песню "Мама", и многое другое в том же духе. Многие ребята из числа поклонников группы (печально знаменитая "Армия Алисы") под влиянием своего "кумира" идут в храмы, крестятся, как минимум - пытаются слезть с иглы. Как относиться к этому явлению? Оставлять без внимания этот парадоксальный случай нельзя.

Да, такого ещё не было. Истоки самой рок-музыки многие серьёзные исследователи видят в шаманских плясках вуду-колдунов из числа американских рабов, а само эту вуду проникнуто духом и буквой антихристианства. Каковы корни, таков и плод: большая часть рок-звёзд - наркоманы, сатанисты, самоубийцы, извращенцы, меньшая часть - последователи восточных или языческих культов и сект. Лучшие из них иногда говорили, что, вобщем-то, верят в Бога, но Он у них в душе, никакие организации, храмы и т.п. для общения с Богом им не нужны, можно верить как угодно - Бог-то один, все религиозные деятели - обманщики, которые наживаются на приношениях верующих.

Константин Кинчев когда-то тоже был таким же, плоть от плоти, кровь от крови. И наркотики употреблял, и с сатаной заигрывал, даже лозунг интересный придумали - "искусим искусителя", и самоубийство воспевал. Но кое-что из общей серой (несмотря на пестроту и крикливость, все они довольно серы) массы рокеров его выделяло с самого начала. Он был гораздо честнее, открытее и прямодушнее всех остальных наших отечественных "рок-звёзд". Не буду называть фамилий, большая(но не лучшая) часть из людей, стоявших, как говорят, у истоков рок-движения СССР, до сих пор жива. Но, несмотря на весь свой имидж, на свои мощные, энергичные песни, которые так нравятся бунтующей молодёжи, все эти люди - обычные артисты, только ещё хуже, ещё подлее. Все эти интриги, подсиживания, переманивания, стукачество, продажность - неотъемлемые элементы "андеграунда" советской эпохи, которые в век демократии расцвели ещё пышнее. Сейчас начинается год непрерывных выборов, и что мы видим? Покупают этих протестующих рокеров на корню, а они и рады продаться.

А вот Костя Кинчев этих шуток с детства не любил. Если кто-то где-то распускал какие-то слухи, в глаза говорил одно, за глаза - другое, то, в отличие от всех нормальных людей, он разговаривал по-мужски, вплоть до мордобоя. Он вполне открыто и без экивоков заявлял: мы живём на деньги тех людей, которые нас слушают. Когда ему кое-кто(угадайте, кто?) предложил оптом продаться всей группой в "Театр Аллы Пугачёвой", за неплохие по тем временам деньги, он отказался, но очень вежливо, без шума насчёт своей вольности и свободолюбия. Если он видел хамство и скотство, пусть даже со стороны собственных поклонников, он всегда называл эти вещи вслух так, как думал. Многие до сих пор обижаются, а зря, сами виноваты.

Во время гастролей в Израиль он, будучи горячим неофитом, заявлял на концертах прямо в зал: "Вы, иудаисты, против Христа, значит вы - антихристы, сатанисты, и вера ваша - сатанинская!"

Он никогда, в отличие от многих рокеров,он не пытался прикинуться молодым пацаном в зрелом уже возрасте, чтобы быть ближе и понятнее массам. В 40 лет он так и отвечал на вопросы журналистов: чувствую себя на все 40.

Конечно, люди приходят к Богу не сами, а по Его зову и с Его помощью. Но и какие-то свойства личности каждого человека по-разному помогают в этом. Кому-то помогают доброта и милосердие, кому-то - обострённое чувство справедливости, а Константину, видимо, помогла его честность и способность додумывать мысли до конца, не прятаться от правды. Эта способность звучит во многих его песнях, и в старых, и в новых, и привлекает к нему много разных людей.

Раньше было принято считать, что поклонники Кинчева - это исключительно хулиганистые подростки из проблемных семей, с раскрашенными лицами и дурными наклонностями, которые после концертов устраивают драки и громят электрички. На самом деле, поклонников группы "Алиса" гораздо больше. Просто не все они ходят на концерты или врубают музыку на всю округу, сидя в подворотне с бутылкой портвейна. Это вполне культурные, солидные люди старше 16 лет, с разными принципами и интересами, с разным кругом общения, многие - вообще без оного. К эксцессам они относятся крайне отрицательно, некоторые вообще называют "класических" алисоманов простыми гопниками.

Но и "гопников" этих стричь под одну гребёнку не стоит, все они - люди очень разные, несмотря на внешнее сходство, и все они "по-своему несчастные", как сказал Высоцкий. "Мы родились в тесных квартирах, в новых районах" - это сказал уже Цой.

И те, и другие поклонники "Алисы" - изначально нецерковные, а многие - и антицерковные люди. Они могут с уважением относиться к дзен-буддизму, йоге, восточным единоборствам, к "Богу в душе каждого", но к Православию - ни в коем разе. Антиправославная пропаганда в России плавно и без остановки перетекла из коммунистической в общечеловеческую форму. Сразу же из пионерских уголков атеиста молодые люди перешли под влияние НТВ, МК и прочих наших "друзей ближневосточной национальности", те же, кто рос уже в годы реформ, получили представление о жизни непосредтвенно из "первых рук" новых хозяев жизни, или из песен большинства остальных рокеров, которые против всего с понтом протестуют, мимоходом поливая грязью "попов и церковников".

Пойдёт ли "Армия Алисы" вместе с "партизанами Алисы" стройными шеренгами в Церковь только потому, что их любимый Костя Кинчев стал православным? Уверен, что нет. Лично я всегда повторял и буду повторять: в Православную Церковь никого нельзя "привести", никого нельзя "убедить" в истинности Православия. Это не Аум Синрикё и не "Белое братство" с отлаженой методикой зомбирования каждого встречного-поперечного. Человек в Церковь приходит сам, и единственный, кто может привести его за ручку или за шкирку - это Господь Бог, пусть внешне это выглядит и не совсем так. Не надо обольщаться и думать: вот, я кого-то привёл или могу привести. Помочь - да, привести - нет.

Что интересного для себя найдёт в храме типичный алисоман, придя туда первый раз в жизни? В лучшем случае, удивлённое равнодушие, в худшем - пресловутых "злых бабок". Придёт ли он во второй раз? И не разочаруется ли в тех людях, которым раньше доверял?

Ценно и хорошо уже то, что молодым ребятам и девчонкам кто-то авторитетный для них скажет что-то хорошее и положительное о Церкви, да хотя бы просто о любви к Родине. Для поколния MTV (eMpTyV) это будет неожиданно, многие задумаются. В любом случае, это пойдёт на пользу. Думать полезно, если есть, о чём.

А нам, простым прихожанам и захожанам, надо бы всё же быть погостеприимней. Если кто-то увидит пришедших в храм непонятных молодых людей с надписями и значками, не торопитесь давать отпор сатанистам и охальникам. Может быть, это отряд "Армии Алисы"?

Если кого-то заинтересует продолжение этой темы, приходите на http:// www.cea.ru/~bratstvo/ , там Воскресенское Правоавное Братство ведёт специальный раздел о группе "Алиса"
И у самой "Алисы" есть сайт - www.alisa.ru . Там можно найти много интересного о группе, есть и конференция на общие темы, которая может поубавить оптимизма у оптимистов.

Д.Калугин

Вернуться к списку материалов

Написать авторам